Кольцо санкций вокруг России стало разжиматься

Европейский Союз принял решение о продлении санкций против России ещё на полгода. Таким образом, экономическая война Запада против России по-прежнему продолжается.
Однако заметно, что, хотя западные санкции продлены, фактически они становятся слабее. Можно утверждать, что и экономика, и население России постепенно приспосабливаются к трудностям и изменениям, спровоцированными санкциями. Правда, не радует, что во многом это произошло за счёт снижения уровня жизни, сокращения потребления и «затягивания поясов» основной частью населения.
Как известно, на войне все средства хороши. И против столь явного давления России вовсе не грех использовать существующие противоречия и несовершенства современной экономической и политической модели Европейского Союза, а также недовольство западным бизнесом режимом санкций.
Хотя, на мой взгляд, к таким средствам никак не относятся так называемые «антисанкции». Полагаю, что экономическое противодействие России против Запада не получилось в силу отсутствия в финансово-экономическом блоке правительства опытных экономистов и аналитиков. «Антисанкции» применяются разрозненно и необоснованно, и по этой причине они оказались неспособны нанести ни серьёзный экономический ущерб, ни хотя бы моральное устрашение западным странам и бизнесу. Российские «антисанкции» оказались неэффективны во многом потому, что никак не задевают США, которые являются автором всех антироссийских инициатив.
Поэтому, я полагаю, для дальнейшего ослабления западных санкций следует выстраивать гибкую политику не борьбы с санкциями, а их обхода, использования брешей и слабостей в европейской политике и экономике. Отрадно, что такие успехи у России уже есть.
Так, влиятельнейшая американская «Нью-Йорк таймс» 8 июня 2015 года в статье «Запад предупреждает о тактике Москвы „разделяй и властвуй“» пишет о том, что для развала единого антироссийского фронта Россия успешно применяет в западных странах деньги, идеологию и информационные средства. Ведь продление антироссийских санкций станет невозможным, если против этого будет хотя бы одна из стран-членов ЕС.
Усиливается поддержка Россией политических партий в Европе и распространение альтернативных версий конфликта на востоке Украины. Отставные европейские политики, включая экс-канцлера Германии Шрёдера, открыто выражают свою поддержку России и В.Путину. Ряд правых партий и партий евроскептиков во многом разделяют российские позиции в вопросе противодействия моральному разложению западного общества, что также расширяет оппозицию антироссийской политике.
Тема прокладки новых российских газопроводов («Южный» и «Турецкий» потоки) и соответствующей возможности привлечения крупных российских инвестиций также способствует росту протестов против санкций.
Газета утверждает, что Россия много лет участвовала в финансировании ряда западных газет и веб-сайтов, через которые сегодня звучат выступления в поддержку политики России.
Напомню, что эффект от западных санкций не был одинаков для всех отраслей экономики России. Так, запрет на импорт современных западных промышленных технологий не стал ударом для российской промышленности, потому что, в условиях многолетней деградации промышленного сектора экономики России, никто их и не планировал ни широко закупать, ни, тем более, внедрять. Но вот самым уязвимым местом российской экономики, как показали санкции, явилось отсутствие высокоразвитого российского финансового рынка. По вине Банка России, который, несмотря на много лет избытка валютных поступлений от экспорта нефти и газа, оказался неспособен разработать и реализовать в стране стратегию экономического развития России, в стране отсутствуют полноценные банковская система и финансовый рынок. В России не было и до сих пор нет рынка длинных и дешёвых денег, что вынуждает российские банки и компании фондироваться на Западе.
Изоляция банковской системы России от западных банковских кредитов и заёмных средств означает для неё фактическую неспособность не только развиваться, но и вообще в дальнейшем существовать. В связи с этим можно только приветствовать поиск альтернативных путей и способов доступа к западным деньгам. Сбербанк и ВТБ нашли способ обойти санкции, открыв онлайн-банки в Германии. Это позволило им занять несколько миллиардов евро у физических лиц. Sberbank Direct работает только в режиме онлайн, без открытия традиционных офисов обслуживания, но именно это оказалось очень востребованным на рынке, сообщил глава Сбербанка Греф. По его словам, проект оказался «очень своевременным» и позволил банку «мобилизовать привлечение валютных ресурсов в самый критический момент, когда они были жизненно необходимы для банка».
За полгода с момента запуска клиентами банка стали 25 тысяч человек, объем вкладов составил 700 млн евро. На 2 июня 2015 года число клиентов увеличилось до 46 тысяч, объем депозитов составил 1,6 млрд евро. В интересах ВТБ в Германии и во Франции с конца 2011 года работает «VTB Direct» — онлайн-банк, ориентированный на привлечение депозитов частных лиц. К концу 2014 года объем депозитов, привлеченных VTB Direct, составил 3,9 млрд евро.
Однако этот способ Сбербанка и ВТБ недостаточно надёжен, т. к. как эти каналы могут быть легко перекрыты в силу своей технологической и юридической уязвимости.
Вместе с тем, альтернативные источники фондирования на Западе — это достаточно перспективное направление. Речь идёт о так называемом «теневом бэнкинге», который стремительно расширяет объём своей деятельности. Если в 2002 году объем его операций во всем мире составлял $26 трлн, то в 2007 году достиг $62 трлн, а к началу 2012 года — $67 трлн. Участниками такого рынка являются абсолютно легальные и нередко весьма крупные финансовые компании, формально не подпадающие под определение банков и инвестфондов, но предоставляющие услуги, аналогичные банковским: кредитование, инвестиции, посреднические услуги. Среди таких компаний — хеджевые фонды, специальные паевые фонды, структурные инвестфонды. Этот рынок пока не подпадает под реальный правительственный контроль на Западе.
Другим источником могут стать криптовалюты, преимущество которых также состоит в практической бесконтрольности их эмиссии и возможности беспрепятственного перевода в любую точку мира. Об этом пишет «Уолл-стрит джорнел» 9 июня в статье «Пришли практически свободные деньги» на примере криптовалюты Venmo.
Можно полагать, что санкции утрачивают реальную угрозу и всё больше играют роль некоего символа противостояния Запада и России, а также служат цели контроля лояльности членов ЕС. Поэтому неудивительно, что за недавнее продление санкций проголосовали все эти страны, включая и Грецию, несмотря на её конфликт и угрозы выйти из ЕС.
В итоге, негативный эффект западных санкций для России очевидно снижается. Но пока рано радоваться этому обстоятельству. Да, Россия научилась приспосабливаться к санкциям (кроме финансовых). Однако необходимо отметить, что санкции запустили негативные процессы в экономике России. И эти процессы пока ещё продолжаются. Кроме того, развязанная Западом экономическая война против России не ограничивается санкциями. Запад наносит удары по экономике России не только санкциями, а также такими способами, как искусственное поддержание низких цен на нефть, вытеснение российского газа и ослабление позиций «Газпрома» на европейском энергетическом рынке, втягивание России в гонку вооружений, создание очагов военных конфликтов непосредственно у границ России, ослабление союзников России «цветными революциями» с целью создания враждебного окружения вокруг России, расширение международной изоляции нашей страны на мировой арене, угроза отмены чемпионата мира по футболу 2018 года и многое другое.
Поэтому даже отмена санкций не будет автоматически означать улучшение экономической ситуации в России. Единственный выход — скорейшие реформы госуправления и экономики России.
Следует обратить внимание на тот факт, что, как по команде, на Западе прекратились все открытые нападки на Владимира Путина. Даже упоминание его имени на первых полосах стало редким. Очевидно, тем самым подтверждается предположение западных СМИ, что во время визита госсекретаря США Керри в Москву в мае 2015 года, которое было охарактеризовано как «встреча-сюрприз», и последовавшей в июне встречи Путина с Римским Папой, были согласованы и приняты некие судьбоносные решения, о которых мы узнаем в своё время.

Эдуард Семенов, "Эпоним"
Share on Google Plus

0 коммент.:

Отправить комментарий